Престольный праздник Свято-Михайловского собора

21 ноября, в день собора Архистратига Божия Михаила и святых Небесных Сил бесплотных, Свято-Михайловский собор города Мариуполя отметил свой престольный праздник.

Праздничное богослужение началось с водосвятного молебна с акафистом Архистратигу Божию Михаилу.

Божественную литургию в этот торжественный день возглавил благочинный Михайловского округа и настоятель собора Архистратига Божия Михаила протоиерей Алексий Устименко в сослужении клириков собора.

Проповедь на запричастном стихе произнес клирик собора диакон Димитрий Байрак:  Сегодня Святая Церковь светло торжествует «Собор архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных». Кто такие «небесные силы», есть ли у них своя история, что значит «бесплотные» и какое отношение имеют они к людям, и вообще, что это за праздник и для чего он нужен нам – на эти и некоторые другие вопросы мы попробуем себе ответить. В Священном Писании более 300 раз упоминается слово «ангел». Начиная с первых страниц Бытия и оканчивая последними главами Апокалипсиса мы сталкиваемся с этими участниками истории человечества в том или ином виде: Ангел (Херувим) стережет путь к древу жизни и Ангел сохраняет жизнь умирающему от жажды Измаилу; Ангелы гостят у Авраама и Ангелы спасают Лота из погибающего Содома; Ангел удерживает руку Авраама от заклания Исаака и Ангел является Моисею в горящей купине; Ангел в столпе огненном и облачном сопровождает избранный народ при исходе из Египта и Ангел (Серафим) очищает Исаию прикосновением божественного угля…; Ангел возвещает зачатие Предтечи и благовествует Богородице великую тайну Боговоплощения; Ангелы воспевают Рождество Спасителя, служат Ему в пустыне, укрепляют Его в Гефсиманской молитве, отваливают камень от Его гроба, возвещают Его Воскресение и присутствуют при Его Вознесении; мы видим их деятельность и дальше: в темнице с Апостолами и в содействии евангельской проповеди Филиппом евнуху и Петром Корнилию… Так кто же они и почему их присутствие среди людей так необходимо? Из Писания мы можем узнать, что ангелы сотворены Богом, что созданы для служения Ему, что они есть духовные существа, и из всех доступных нам сравнений об их сущности можно сказать лишь что они «разумный свет». Иначе говоря, Ангел – это сотворенный служебный умный невещественный огонь: «Творяй Ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный» (Пс. 103, 4). Конечно же существо ангелов нам неведомо, как неведомо и многое другое, до времени неполезное нам знание о мире духовном. Возможно, что как существа личностные и при этом духовные, они не имеют единства природы. «Каждый из них – отдельная природа, отдельный умопостигаемый мир» (В. Лосский). По мере очищения нашего сердца мы можем лишь ощущать непонятным чувством души присутствие ангелов, а точные критерии отличий в этой области дает нам аскетическая литература… Выражаясь современным языком, Ангелы – это разумные «сгустки энергии и информации» колоссальных объемов, находящиеся в «другом измерении», но способные свободно проникать в наш трехмерный мир и влиять на него. Они наделены свободной волей, но по действию любви к своему Создателю не желают творить ничего без Его соизволения. Даже после сокрушительной победы в первом в истории столкновении, спровоцированном разделением в ангельском мире, Михаил не дерзнул от своего имени противоборствовать Сатане, но смиренно возгласил: «да запретит тебе Господь!»… Когда-то, до сотворения человека, на небесах случилась трагедия, о которой так в своем «Откровении» пишет любимый ученик Христа: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12, 7-9). Эти изверженные духи, будучи уже неспособными противостоять ангелам света, направили весь свой гнев и ненависть на человека, живущего на земле, ставшей вместо неба их пристанищем. Но первые люди были защищены благодатью богообщения, и лукавый дух для их гибели предпринял тот же метод соблазна, которым отвратил от Бога треть ангелов – он внушил человеку недоверие Богу и через соблазн знания влил в его душу яд гордыни и тщеславия. И люди после грехопадения стали настолько уязвимыми в духовном плане, что демоны (падшие ангелы) стали свободно проникать в их разум и волю, делая своими марионетками и досаждая таким образом Творцу. Они даже являлись людям в виде различных богов, подчиняя себе все народы земли, создавая языческие культы и религии. Так продолжалось до пришествия в мир Спасителя. Но и сейчас бесы, пытаясь соблазнить если возможно и христиан, искушают их различными обманами. Святые отцы предупреждают об опасности для человека любых явлений из духовного мира. Апостол Павел напоминает, «что сам сатана принимает вид Ангела света» (2 Кор. 11, 14). Победить в такой брани мы можем только смиренномудрием, т.е. правильным о себе представлением, как о человеке грешном и слабом. Вот пример такого духовного поведения из древнего Патерика: «Некоторому брату явился диавол, преобразившись в Ангела света и сказал ему: «Я Архангел Гавриил: послан к тебе». Старец на это отвечал: «Смотри! не к кому ли другому ты послан? потому что я недостоин того, чтоб посылались ко мне Ангелы». Диавол тотчас исчез. – Старцы говорили: «Если и поистине явится к тебе Ангел, не прими его легковерно, но смирись, говоря: «Я, живя во грехах, не достоин видеть Ангелов»… Прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Ангелы – вторые светы, умные, заимствующие свой свет от первого и безначального Света». Не лишившись своих изначальных свойств, но отпав от Бога как Источника своей силы, падшие духи постепенно утратили мощь и их энергия, как севшая батарейка, со временем значительно истощилась до такой степени, что уже целые легионы бесов стали обитать в одном несчастном грешнике. А об их первоначальной силе, равной ангельской, мы можем узнать из Писания следующее: при кончине века от ангельского трубного гласа будут происходить такие страшные катаклизмы, сопровождающиеся космическими явлениями, что их разрушительные последствия станут губительными для трети всего живого на земле (Откр. гл. 8-9). Но у бесов нет уже такой силы, и теперь не только «Ангел, сходящий с неба, который име(ет) ключ от бездны и большую цепь в руке своей (может) взя(ть) дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и скова(ть) его на тысячу лет, и низверг(нуть) его в бездну…» (Откр. 20, 1-3), такую же власть дал Господь и Бог наш Иисус Христос и Своим последователям. Вспомним сегодняшнее Евангелие. Там есть такие строки: «Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лк. 10, 17). Не только Апостолы, а и множество святых подвижников побеждали демонов благодатью, которую стяжали в послушании Богу и Церкви. Кто хоть раз видел бесноватых и какое впечатление они производят на людей окружающих, тот поймет ту апостольскую, вполне человеческую радость от изгнания из человека духа злобы. Как же на это радостное чувство в сердце учеников смотрел Господь? «Он сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются (т.е. не дивитесь тому, что бесы вам повинуются, ибо начальник их давно низвержен и не имеет никакой силы), но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10, 18-20).

Вот мы и подобрались вплотную к вопросу: «Почему православные христиане празднуют сегодня этот день и что для нас значит «Собор Архангела Михаила»?». По мнению некоторых учителей Церкви, человек создан для того, чтобы восполнить число отпавших ангелов, стать «записаны(м) на небесах». Следовательно, мы должны войти в их собрание, или по-церковно-славянски в «собор». Но как чиста и свята должна быть наша жизнь, чтобы мы удостоились такой чести?! Как должны мы – и миряне и духовенство – подражать нашим небесным хранителям в Любви к Богу и в послушании Церкви! И как мы нуждаемся в их присутствии в нашей жизни и для содействия в подвиге духовной брани против своих страстей и ангелов тьмы! Одному святому подвижнику было видение: он увидел демонов, которые на подобие пчел окружали человека, скрежеща на него зубами, а Ангелы Божии возбраняли им («Отечник» свт. Игнатия Брянчанинова). Теперь, надеюсь, понятно почему Церковь, как чадолюбивая Мать за каждым богослужением испрашивает нам от Господа «Ангела мирна, верна, наставника, хранителя душ и телес наших»!

Если вы обращали внимание, на боковых вратах иконостаса традиционно изображаются ангелы. В книге Исход мы читаем о том, что Сам Бог повелел Моисею «сдела(ть) из золота двух херувимов чеканной работы на обоих концах крышки» ковчега откровения (Исх. 25, 18), пообещав что там, под крыльями этих двух херувимов и будет место Его откровения и заповедей для избранного народа (Исх. 25. 22; Числ. 7, 89). И сейчас Архангел Михаил, часто в латах и с пламенеющим мечом или копьем в руке как бы стоит во вратах рая, не давая войти во «святая святых» не посвященным. Но в новозаветной Церкви мы, в отличии от израильтян, имеем Ходатая перед Отцом Небесным. И вот уже Архангел Гавриил, часто с оливковой ветвью – знаком примирения Бога с миром, как бы возвещает нам, что дверь в мир святых Ангелов открыта, что Христос победил проклятие греха и ждет нас в Своем мире Любви и Света…

Из Предания Церкви мы знаем, что именно ангелы встречают человеческую душу после смерти. Значит еще здесь, на земле, мы должны заблаговременно подготавливать себя к желанному сожитию с Ангелами, к вхождению в их светлое и святое собрание, в тот их Собор, который мы с вами ныне так торжественно празднуем!

В связи с введением карантина выходного дня Богослужение совершалось на улице.

По окончании Божественной литургии было совершено славление. Всем присутствующим было предложено угощение.

 

Комментирование запрещено